Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Урок Памяти «Ленинградский метроном»

Ежегодно 8 мая в нашей школе проходят Уроки Памяти, посвящённые великому и святому празднику нашей Родины – Дню ПОБЕДЫ.

Накануне этого великого дня в зале школы собрались учащиеся 8-х - 11-х классов, чтобы послушать об одной из самых трагических страниц Великой Отечественной войны - о блокадном Ленинграде.  В этом году исполнилось 75 лет освобождения Ленинграда от фашистской блокады.  И наша литературно-музыкальная композиция посвящена всем тем, для кого 27 января 1944 года навсегда останется Днём Победы Ленинграда.

На часах - 11.45.  В зале уже нет свободных мест, многие стоят вдоль окон и стен. Залу передаётся волнение ребят, которым предстоит сегодня выступать. Всё готово к Уроку: включены микрофоны, на экране появляется слайд с названием Урока Памяти - «Ленинградский метроном». Стучит метроном……….

Мне тебя забыть бы надо,
Мне тебя забыть бы надо,
Только всё напоминает
Мне сегодня об одном -
Ленинградская блокада,
Ленинградская блокада
И, стучащий неустанно,
Ленинградский метроном.

Выходят ведущие Максим Гуров и Юля Воронцова. И все ребята вместе с ними погружаются в те страшные дни – дни ленинградской блокады.

Первые, самые тяжёлые дни войны. Главные удары фашистских армий были направлены на Москву и Ленинград. По планам Гитлера Ленинград должен был быть взят в первый же месяц войны и затоплен водами Балтийского моря. Но на весь мир прозвучал ответ ленинградцев: «Не отдадим!»

На фоне «Революционного» этюда» Шопена Даниил Ярулов читает стихотворение А. Прокофьева:

Нет, не сдадим мы город русской славы
И от земли до неба оградим,
Своих садов и парков величавых,
Своих святынь врагам не отдадим!

В конце августа германская армия захватила станцию Мга, прервав железнодорожное сообщение. А 8 сентября пал Шлиссельбург и была перерезана сухопутная дорога, которая связывала Ленинград со страной. Город оказался в кольце врага. Началась 900-дневная блокада Ленинграда.

Одной из бомбёжек была уничтожена самая крупная продовольственная база города – Бадаевские склады. В ноябре в город пришёл страшный голод, когда люди умирали по дороге на работу, в очереди за хлебом, в своих холодных постелях, не имея сил встать.

Арсений Федоров читает стихотворение Б.Мельниченко «В блокадном Ленинграде» о том, как первоклассник рисует хлебушек, которого дома уже нет. И старается этот нарисованный хлеб правильно разделить с мамой и сестрёнкой Катей, которые крепко спят уже четыре дня.

Невозможно было без слёз слушать и это стихотворение, и песню «Блокадный хлеб» в исполнении Даши Кирилловой, в руке у которой была краюшка того самого блокадного хлеба, который, несмотря на несъедобный состав, был самым вкусным. Даша поднимает руку и показывает всем собравшимся в зале этот кусок блокадного хлеба. Зал цепенеет.

А потом ребята услышали рассказ о Тане Савичевой, о её дневнике, о трагедии семьи Савичевых, некогда большой, дружной и счастливой.

И всё-таки даже в это страшное время город продолжал жить! В Ленинграде работало 39 школ. Только вот ученики, обессилевшие от голода и холода, порой умирали прямо на уроках. Об этом мы узнали из стихотворения Ю.Воронова в исполнении Александры Маховой. А Даша Косенко прочитала стихотворение о спасённых жителями ленинградских деревьях.

Они зимой сжигали всё, что было:
Шкафы и двери, стулья и столы.
Но их рука деревьев не рубила.
Сады не знали голоса пилы.

Полина Николюк прочитала стихотворение о том, как дети, эвакуированные из блокадного города, часто гибли под бомбежки, и их хоронили в братских могилах.

А в другой стороне в скромной братской могиле
Спят погибшие здесь ленинградские дети.
И цветы говорят, что о них не забыли,
Что мы плачем о них даже в новом столетье.

На школьной сцене появляются малыши – первоклассницы и группа старшеклассниц с танцем на песню «Белые панамки», автор песни В.Егоров, в исполнении Даши Кирилловой. В зале стояла тишина, а по щекам ребят и взрослых текли слёзы.

Заключительным аккордом детской темы стало стихотворение «Каменный цветок» - о памятнике погибшим детям Ленинграда - в исполнении Алёны Лушниковой.

… Их похоронили в братские могилы.
Был обряд блокадный, как война, жесток.
И цветов тогда мы им не приносили.
Пусть теперь в их память здесь цветёт Цветок.
Он пророс сквозь камни, что сильней столетий,
Поднял выше леса белый лепесток.
Всей земле Российской, всей земной планете
Виден этот белый каменный Цветок.

Участники Урока Памяти узнали, что в те страшные блокадные дни людям помогал выжить не только хлеб, но и поэзия и музыка.

Мы услышали ленинградскую поэтессу Ольгу Берггольц, читающую свои стихи, и прослушали небольшой фрагмент «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича, которая в страшные дни блокады потрясла слушателей. Музыка сумела выразить то, что объединяло ленинградцев: героизм, любовь к своему городу и вера в Победу. Стихотворение А.Межирова «Какая музыка была» прочитала Кристина Мальцева.

И вот долгожданное: Левитан объявляет о прорыве блокады Ленинграда! Это был праздник со слезами на глазах. В городе гремел салют! Об этом событии написал стихотворение ленинградский поэт Ю.Воронов. Оно прозвучало в исполнении Никиты Федосеева.

Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут…

Есть в городе на Неве самое большое в мире кладбище – Пискаревское. Нет, не по площади, а по количеству людей, похороненных в его братских могилах. На каменных плитах здесь выбиты слова, написанные Ольгой Берггольц. Их прочитала Диана Терехова.

... Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей,
На этом печально – торжественном поле.
Вечно склоняет знамёна народ благодарный,
Родина – мать и город – герой Ленинград.

Ведущие Максим Гуров и Юля Воронцова переходят к последней части Урока Памяти – к Минуте молчания. Стучит метроном. Весь зал встаёт и стоит в полной тишине. Группа девочек исполняет танец «Память» с цветами в руках.

Слово берёт директор школы Захарова Ольга Александровна. Она поздравила всех присутствующих с Днём Победы и дала ребятам наказ – навсегда сохранять в своих сердцах Память о подвиге погибших и выживших в дни Великой Отечественной войны, принесших нам мир!

А я показала ребятам ещё раз хлеб, который испекла наш повар Наталья Михайловна по рецепту того, блокадного, в котором есть и солома, и кора деревьев, и почки, и клей, но меньше всего - муки…. «Его нельзя есть…» - сказала повар. А как же ленинградцы ели?  Наталья Михайловна пожимает плечами: «Наверное, они очень хотели жить…»

В заключение праздника все ребята тихо спустились на центральную лестницу у школы и запустили в воздух белые и голубые воздушные шары, как символ нашей памяти о ленинградцах, победивших в блокаду.

Помогали участникам Урока Памяти глубже прочувствовать его атмосферу те замечательные музыкальные произведения, что сменяли друг друга под умелым руководством Дениса Савельева.  Это и увертюра И. Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта», и мелодия Э. Сантеухини «Рио-Рита», под которую одиннадцатиклассники исполнили танец выпускников 1941г., песня А. Александрова на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война», «Революционный» этюд» Шопена, увертюра к трагедии «Эгмонт» Л. Бетховена, «Адажио» «SEKRET GARDEN», «Реквием» В. Моцарта, «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича, саундтрек Д. Вильямса к фильму «Список Шиндлера», музыка Альбиони.

Благодарю за участие в Уроке Памяти:

  • директора школы Захарову Ольгу Александровну за поддержку и помощь,
  • учителей: Шепелёва Валерия Ивановича, Зуева Александра Сергеевича, Титову Галину Анатольевну, Евдокимову Ирину Евгеньевну,
  • хореографа Парфиненко Ольгу Геннадьевну;
  • повара Шамаеву Наталью Михайловну;
  • одиннадцатиклассников: Куликову Елизавету, Куракова Егора, Мангасарян Диану, Владимирова Илью, Потапова Артёма, Часовникову Анастасию; Прокофьеву Елизавету;
  • десятиклассников: Гурова Максима, Воронцову Юлию; Махову Александру, Лушникову Алёну, Ярулова Даниила, Овсянникову Дарью, Сурсякову Алину, Марковой Марии, Веселова Дмитрия, Федорова Артёма;
  • девятиклассников:Терехову Диану, Савельева Дениса, Федосеева Никиту, Кабанову Екатерину, Кириллову Дарью;
  • восьмиклассников:Мальцеву Кристину, Косенко Дарью; Буланову Марину, Родионову Наталью, Шайхееву Юлию;
  • пятиклассника Федорова Арсения;
  • первоклассниц: Алферову Викторию, Тиханову Марию, Бондарь Анну, Сугробову Варвару, Синицину Алину, Геннисаретскую Елизавету, Мкртчян Арину;
  • техслужащую Кириллову Людмилу Николаевну и парней 11-х и 8Г классов за подготовку зала к Уроку Памяти;
  • родительницу Муравкину Ларису Викторовну за украшение зала и подготовку воздушных гелеевых шаров;
  • родительниц Дугину Викторию Викторовну, Купцову Марию Владимировну, Косенко Ирину Александровну за пошив костюмов для девочек- старшеклассниц.

Подробный фотоотчет по данному мероприятию можно посмотреть здесь>>>

                                           Автор заметки: Журавлева С.А.
Фото: Зуев А.С.