Методические рекомендации по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, алкоголизма несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций

Шумилина Татьяна Олеговна,

кандидат педагогических наук, доцент,  зав. кафедрой теории и методики воспитания ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой»

Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых документов Владимирской области в целях упорядочения деятельности образовательных организаций по решению проблем безнадзорности, правонарушений, употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди обучающихся.

Нормативно-правовые основы организации профилактики

безнадзорности, правонарушений, наркомании, алкоголизма несовершеннолетних

При организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, алкоголизма несовершеннолетних необходимо опираться на действующее международное законодательство, законодательство Российской Федерации и Владимирской области, иные федеральные и региональные нормативные правовые акты, правовые акты органов местного самоуправления, среди которых основное место занимают:

  • Конвенция о правах ребенка,
  • Эр-Риядские руководящие принципы (Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних),
  • Конституция Российской Федерации,
  • Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»,
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»,
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
  • Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 1430-р «Об утверждении развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации»,
  • распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»,
  • Закон Владимирской области от 28.12.2006 № 193-ОЗ «О мерах по защите нравственности и здоровья детей во Владимирской области»,
  • постановление Губернатора Владимирской области от 27.01.2006 № 51 «Об утверждении Положения о едином банке данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и их семьях»,
  • постановление Губернатора Владимирской области от 09.10.2012  № 1146 «О Стратегии действий в интересах детей Владимирской области на 2012 - 2017 годы»,
  • постановление администрации Владимирской области от 13.02.2015 № 93 «Об утверждении Комплекса мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних во Владимирской области на 2015 - 2017 годы».

Функции образовательных организаций по профилактике

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии со статьёй 14 данного Федерального закона в компетенции организаций, осуществляющих образовательную деятельность, входят:

  1. 1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении, при которой осуществляется:
  • постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;
  • проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;
  • разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;
  • привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;
  • разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;
  • осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.
  1. 2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования. Работа в этом направлении предусматривает:
  • разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия, с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;
  • направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган, осуществляющий управление в сфере образования, на 1 число каждого месяца учебного года;
  • совершенствование системы воспитания в образовательной организации на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока;
  • обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;
  • разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в социально опасном положении;
  • организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся, употребления ими ПАВ;
  • проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (в том числе «родительский всеобуч»).
  1. 3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей:
  • организация обходов микрорайона школы с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению, и определения условий, в которых они проживают;
  • организация работы общественного инспектора или социального педагога по защите прав детей, посещение им семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку);
  • организация работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, учащихся, педагогических работников, инспектора ПДН, участкового уполномоченного полиции, медицинского работника;
  • организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с органами внутренних дел, опеки и попечительства, социальной защиты населения и др.;
  • создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска;
  • привлечение органов родительского самоуправления, попечительских и управляющих советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;
  • принятие необходимых мер по лишению родительских прав и устройству ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего образовательное учреждение;
  • создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;
  • обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания.
  1. 4. Обеспечение организации в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает:
  • развитие системы дополнительного образования детей в образовательном учреждении;
  • разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;
  • организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;
  • обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время.
  1. 5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, через:
  • организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);
  • включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
  • использование педагогами современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности;
  • организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций муниципального, областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся;
  • привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формированию у них потребности в здоровом образе жизни;
  • использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, употребления ими ПАВ;
  • проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
  • создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения учащихся.

В соответствии с постановлением администрации Владимирской области от 13.02.2015 № 93 «Об утверждении Комплекса мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних во Владимирской области на 2015-2017 годы» в образовательных организациях необходимо:

1. Обеспечение мер по повышению эффективности деятельности образовательных организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение взаимодействия с органами и учреждениями, занимающимися проблемами семьи и детства, в вопросах профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений, суицидов несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов:

  • ведение банков данных и учетов:

- о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях;

- о несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных организациях;

- о детях, выбывших из образовательных организаций, не получив среднее общее образование, и не продолжающих обучение;

- неуспевающих, оставленных на повторное обучение;

- о детях от 7 до 18 лет, не обучающихся в общеобразовательных организациях в нарушение действующего законодательства;

- о детях, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, страдающих алкоголизмом;

  • организация в каникулярный период отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах в органах и учреждениях системы профилактики, детей и подростков из социально незащищенных семей; организацию работы профильных лагерей (смен) оборонно-спортивной, патриотической направленности, спортивно-оздоровительных лагерей, лагерей труда и отдыха, оздоровительных и оздоровительно-трудовых групп для названных категорий несовершеннолетних;
  • организация деятельности советов по правовому обучению и воспитанию, профилактике безнадзорности и  правонарушений учащихся в образовательных организациях, укрепление их взаимодействия с родительским активом, подразделениями органов внутренних дел по делам несовершеннолетних;
  • организация служб медиации (примирения) в образовательных организациях;
  • сохранение приоритета бесплатного и доступного дополнительного образования для детей, развитие разнообразных форм дополнительного образования на базе общеобразовательных организаций;
  • организация мероприятий по повышению эффективности взаимодействия с молодежными общественными формированиями правоохранительной направленности в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • информационная поддержка деятельности служб детского телефона доверия, в том числе с единым общероссийским номером;
  • оказание содействия трудоустройству незанятых несовершеннолетних граждан, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, организацию временных и общественных работ, а также предоставление услуги по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального самоопределения.

2. Организация мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма среди несовершеннолетних, оказанию им необходимой социально-реабилитационной помощи, включающих:

  • проведение социально-психологического тестирования обучающихся;
  • работу по выявлению подростков «группы риска», обучающихся в образовательных организациях, и их семей совместно с органами и учреждениями системы профилактики правонарушений;
  • проведение конкурсов, акций, научно-практических конференций, фестивалей, турниров по игровым видам спорта и др. воспитательных мероприятий, направленных на формирование культуры здорового образа жизни и профилактику употребления психоактивных веществ.

3. Организация мероприятий по профилактике правонарушений экстремистского характера среди несовершеннолетних:

  • проведение разъяснительных профилактических мероприятий с несовершеннолетними и их родителями об ответственности за распространение информации экстремистского характера в образовательных организациях;
  • проведение межведомственных профилактических мероприятий, направленных на выявление несовершеннолетних, относящих себя к молодежным течениям экстремистской направленности;
  • организация и проведение мероприятий, направленных на повышение толерантности, снижение степени религиозного и межнационального противостояния в молодежной среде;
  • проведение в образовательных организациях мероприятий по профилактике экстремистских проявлений с акцентированием внимания на формировании толерантного поведения, культуры межнациональных отношений;
  • организация проведения в образовательных организациях мероприятий, посвященных Международному дню толерантности;
  • всеобуч родителей по вопросам воспитания толерантности, нетерпимости к проявлению ксенофобии и экстремизма.

4. Правовое просвещение несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни детей и молодежи через:

  • проведение ежегодной декады по защите прав детей, посвященной принятию Конвенции ООН «О правах ребенка»;
  • реализацию в образовательных организациях программ, направленных на формирование здорового образа жизни для обучающихся и их родителей;
  • проведение комплекса мероприятий по информированию обучающихся и их родителей об основах здорового питания в целях формирования культуры здорового питания;
  • внедрение физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в образовательных организациях области;
  • организацию работы консультационных центров правового просвещения молодежи с использованием компьютерной техники, возможностей сети Интернет и «КонсультантПлюс» (прежде всего при библиотеках областных профессиональных образовательных организаций).

5. Обеспечение мер по защите несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения, профилактике преступлений в отношении детей, семейного неблагополучия, организации работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, включающих:

  • организацию досуга и психолого-педагогического сопровождения детей из семей, имеющих высокий риск жестокого обращения с несовершеннолетними (социальные гостиные и другие формы работы);
  • оказание помощи детям и подросткам, подвергшимся жестокому обращению, а также профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;
  • проведение акций и мероприятий, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми и подростками, укрепление семейных ценностей, формирование нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми и подростками;
  • реализацию информационных мероприятий для обучающихся и их родителей (законных представителей) по освещению способов ненасильственных коммуникаций, выявления и реагирования в случае жестокого обращения с детьми с использованием средств массовой информации и сети Интернет.

 Критерии и показатели результативности управления процессом профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся

Критерий 1: Сформированность документальной базы.

Показатели:

1.1. Наличие законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений.

1.2. Наличие документов, регламентирующих деятельность образовательной организации и отражающих вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в том числе положение о Совете профилактики правонарушений, должностные инструкции специалистов, приказы, положения и др.).

1.3. Протоколы совещаний по изучению вновь поступающих документов.

Критерий 2. Информационно-аналитическое обеспечение.

Показатели:

2.1. Наличие системы сбора, получения и использования информации (единые информационные формы, график сбора информации, программное обеспечение её обработки).

2.2. Наличие статистических сведений о выявлении обучающихся, систематически пропускающих учебные занятия, безнадзорных и совершивших преступления и правонарушения.

2.3. Наличие пакета информационных и аналитических материалов по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Критерий 3. Планово-организационное обеспечение.

Показатели:

3.1. Система воспитательной работы в образовательной организации.

3.2. Документы по реализации целевых программ, направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (тексты программ, приказы, планы их реализации, информация об их исполнении).

3.3. Система индивидуальной работы с несовершеннолетними.

3.4. Организация отдыха, оздоровления и занятости детей в учебном году и каникулярный период.

3.5. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних.

3.6. Система работы с семьями и родителями несовершеннолетних.

3.7. Психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся, находящихся в социально опасном положении.

3.8. Работа Совета профилактики правонарушений (положение о совете, его состав, утвержденный в соответствии с положением, протоколы заседаний, решения, отчеты, информационные материалы).

Критерий 4. Методическое обеспечение.

Показатели:

4.1. Методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, направленные на профилактику безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, употребление ими ПАВ.

4.2. Материалы деятельности школьных методических объединений по обучению учащихся, испытывающих затруднения в освоении образовательной программы, имеющих отклонения в поведении, здоровье.

Критерий 5. Контрольно-коррекционная работа.

Показатели:

5.1. Внутренний контроль по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (график контроля, объекты контроля, формы контроля, программы контроля, диагностические материалы, аналитические справки, приказы по итогам контроля).

5.2. Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки вышестоящих органов, осуществляющих управление в сфере образования, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства).

 Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18-ти лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Дети, нуждающиеся в помощи государства, – дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.